Микеланджело и тайна неоконченной гробницы Медичи

Микеланджело и тайна неоконченной гробницы Медичи

Знатные, богатые и сильные мира сего всегда любили увековечить себя и свой род в истории. Строились огромные храмы и колоссальные пирамиды, создавались величественные статуи генералов и правителей, родовые башни средневековых городов Италии, живописные полотна и прекрасные гробницы эпохи Возрождения – все это плоды неуемного желания остаться в памяти потомков.

И, конечно же, в этом им помогали великие архитекторы, скульпторы, художники: Микеланджело, Леонардо да Винчи, Ботичелли и многие-многие другие. Но иногда художники отходили от первоначального плана и привносили в произведение свои идеи, которые порой даже противоречили самовлюбленным мечтам заказчиков. Сегодня поговорим об одной такой истории…

Микеланджело и незавершенная гробница Медичи

Папа Римский Лев X преследовал цель увековечить свой род, возведя похожую на мавзолей часовню, в которой нашли своё последнее пристанище знаменитейшие дворяне рода Медичи. Часовня считается одним из самых значительных творений Микеланджело, в котором объединены скульптура и архитектура в одно целое. Но кого увековечил Микеланджело на самом деле?

Микеланджело и тайна неоконченной гробницы Медичи
Рис.1: Рафаэль Санти, Портрет Папы Римского Льва Х, 1518–1519

Когда кардинал Джованни де Медичи был избран на пост Папы Римского ((Рис.1) Папа Лев Х) во Флоренции в 1515-ом году, он инициировал со своим двоюродным братом Джулио ((Рис.2) впоследствии Папа Климент VII) ряд строительных проектов для Базилики Сан-Лоренцо. Одним из таких проектов было воздвижение новой ризницы, которая должна была служить в качестве места захоронения предков и потомков Папы Римского.

В этой ризнице, широко известной как капелла Медичи, должны были возникнуть на самом деле четыре памятника: для давно умершего отца Папы, Лоренцо Великолепного (1492), его убитого брата Джулиано Медичи, а также двух других родственников: герцога Немурского (Рис.3) (1516) и Лоренцо, герцога Урбинского, (1519). Для самого Папы Льва X захоронение было запланировано в старой ризнице.

Микеланджело и тайна неоконченной гробницы Медичи
Рис.2: Себастьяно дель Пьомбо, Портрет Папы Римского Климента VII, 1531
Микеланджело и тайна неоконченной гробницы Медичи
Рис.3: Рафаэль Санти, Портрет Джулиано ди Лоренцо де Медичи, 1515

В конце концов, в часовне Медичи было возведено только два из четырех запланированных надгробных памятников. Работа над ними проводилась с 1520-ого по 1534-ий годы по поручению папы Климента VII. Планирование и выполнение концепции часовни было в значительной степени осуществлено Микеланджело и закончено его учениками.

Первоначальный проект (Рис.4) предусматривал четыре надгробия, которые бы были помещены на четырех сторонах монумента кубической формы, так что архитектура захоронения образовывала бы подобие ядра мавзолея. Как только, однако, надгробия с наружных стен монумента были перенесены на внутренние стены часовни, она сама превратилась в мавзолей, что импонировало желаниям Папы. Стоит заметить, что в планировании мавзолея Папа полностью положился на идеи и умение художника, не привнося каких-либо изменений в оформление.

Микеланджело и тайна неоконченной гробницы Медичи
Рис.4: Микеланджело Буонаротти, Эскиз первого проекта гробницы Медичи, 1524
Микеланджело и тайна неоконченной гробницы Медичи
Рис.5: Микеланджело Буонаротти, Эскиз окончательного проекта гробницы Медичи, 1524

Однако была реализована лишь часть задуманной программы. Художник успел выполнить только надгробные памятники обоим молодых герцогам. Аллегорические фигуры под статуями герцогов и находящаяся напротив алтаря Мадонна с двумя святыми образуют украшение гробниц.

Завершить идею гробниц должны были также изображения света, неба, земли и воды, но предусмотренные для этого места остались пусты (Рис.5). Обе гробницы находятся почти в полной симметрии друг к другу. Саркофаги с аллегорическими фигурами располагаются перед цоколями, а скульптуры герцогов – в располагающихся выше нишах (Рис.6).

Микеланджело и тайна неоконченной гробницы Медичи
Рис.6: Микеланджело Буонарроти, Часовня Медичи в базилике Сан-Лоренцо, 1521-1534

Скульптура Джулиано Медичи

Микеланджело и тайна неоконченной гробницы Медичи
Рис.7: Микеланджело Буонарроти, Гробница Джулиано ди Лоренцо де Медичи в базилике Сан-Лоренцо, 1524-1534
Микеланджело и тайна неоконченной гробницы Медичи
Рис.8: Микеланджело Буонарроти, Фрагмент гробницы Джулиано ди Лоренцо де Медичи, 1524-1534

Скульптура Джулиано Медичи находится в неглубокой нише над саркофагом в сидящем положении (Рис.7). Герцог изображен как римский генерал с непокрытой головой. Голова на длинной и мускулистой шее соответствует идеалу того времени: коротко-завитые и густые волосы, острая, как нож, линия спинки носа и массивная нижняя челюсть. Грудь покрыта тонкими, однако прочными доспехами, ноги обнажены, а ступни облачены в сапоги. На коленях лежит скипетр военачальника, на который он непринужденно опирается. Он спокойно и собранно смотрит в левую от себя сторону (Рис.8). Его поза передает серьезность и чувство уверенности.

Микеланджело и тайна неоконченной гробницы Медичи
Рис.9: Микеланджело Буонарроти, Фрагмент гробницы Джулиано ди Лоренцо де Медичи, 1524-1534

Скульптор намеренно избегал визуального сходства дворянина, потому как важнее было передать суть личности, а не скромный внешний вид герцога. На лицевой стороне гробницы имеется поле для имени, но оно осталось пустым (Рис.9). Даже герб семьи Медичи отсутствует как на саркофаге, так и во всей часовне, хотя для него специально было отведено место в верхней части цоколя.

Аллегория дня

Справа на саркофаге вы видите скульптуру мужчины, изображенного в резком движении и состоянии бодрствования, почему она и заслужила название “День” (Рис.10). Эта скульптура изображена в движении, она полна сил и, кажется, готова действовать, несмотря на то, что она всё же отдыхает. Она как будто бы хочет привстать, разворачиваясь всем телом к вам. Скульптор придал голове и конечностям пламенную живость. Ибо человек активен на протяжении дня и до тех пор, пока день продолжается, он бодрствует.

Микеланджело и тайна неоконченной гробницы Медичи
Рис.10: Микеланджело Буонарроти, Фрагмент гробницы Джулиано ди Лоренцо де Медичи / Аллегория дня, мрамор, 160×150 см, 1526-1531

Вы видите момент пробуждения Дня. Он пробуждается ото сна, поворачивая к вам голову и перемещая конечности таким образом, что на самом деле трудно было бы воспроизвести человеку, однако изображено художником с легкостью. Каждый элемент настолько детально представлен: кости под плотью, жилы, мясистые мышцы и суставы. Левая нога лежит, соответствуя ее естественному положению, на бедре. Присмотритесь к очертаниям ступней, ног, рук повнимательней и вы будете поражены этой живой конструкцией.

Аллегория ночи

Микеланджело и тайна неоконченной гробницы Медичи
Рис.11: Микеланджело Буонарроти, Фрагмент гробницы Джулиано ди Лоренцо де Медичи / Аллегория ночи, мрамор, 155×150 см, 1526-1531

По левую руку расположилась на саркофаге в состоянии полудремы массивная фигура женщины (Рис.11). Положение ее тела образует в вертикальном наклоне угол 45 °. Служащая опорой изогнутая в локте левая рука, обеспечивает плечам и голове почти нормальное вертикальное положение.

Тенденцию грузного сползания тела Микеланджело усиливает посредством зрительного увеличения веса передней части головы в области лба, волос и головного убора, а также за счет уменьшения тыльной части головы. Глаза только наполовину прикрыты. Как только закроются глаза – голова упадёт на грудь, рука соскользнет вниз, локоть перестанет поддерживать голову и в тот же миг все тело примет нормальное положение покоя.

Микеланджело и тайна неоконченной гробницы Медичи
Рис.12: Микеланджело Буонарроти, Фрагмент гробницы Джулиано ди Лоренцо де Медичи / Аллегория ночи, мрамор, 1526-1531

Почему эта скульптура названа “Ночью”? Как Ночь, ее идентифицируют следующие атрибуты: ее головной убор, состоящий из полумесяца и звезды, сова – птица ночи, маковая гирлянда (Рис.12) – символ сна и маски сатира, символизирующая сновидения. Олицетворение Ночи в античности изображалось вариативно: с горы спускающаяся или в гору поднимающаяся колесница с крыльями, с венком из маков, гранатом, совой, в платье из звезд, с пелериной над головой синего или черного цвета (Рис.13)

Микеланджело и тайна неоконченной гробницы Медичи
Рис.13: Неизвестный скульптор, Фрагмент римского эндимионского саркофага / Аллегория ночи, мрамор, 3-ий век

Спор о времени суток

Микеланджело и тайна неоконченной гробницы Медичи
Рис.14: Микеланджело Буонарроти, Фрагмент гробницы Джулиано ди Лоренцо де Медичи / Аллегория ночи, мрамор, 1526-1531

Уже в 16-м веке у посетителей новой ризницы возникли большие трудности идентифицировать скульптуры часовни. Рафаэлло Боргини (драматург, поэт и критик искусства) в 1584-ом году даже говорил о существенной неоднозначности в негативном смысле, но Микеланджело на самом деле прекрасно изобразил Ночь. Мало того, что он показал ее спящей, так он еще и возложил ей луну со звездой на чело и расположил ночную птицу, мак и маску у ее ног (Рис.14), то есть атрибуты, которые характеризуют в истории искусства Ночь.

И хотя Утро, День и Вечер являются изумительными скульптурами с точки зрения изображения тела и конечностей, их всё же невозможно однозначно определить, потому что они изображены без символов, которые бы могли сделать их узнаваемыми.

Стендаль (французский писатель) в 1817-ом году подчеркивал в своей истории итальянской живописи разницу между тусклыми классическими аллегориями с обычными атрибутами и временами суток Микеланджело, которые на самом деле сразу можно распознать как День и Ночь. Характер скульптур столь внушителен и поражает воображение контекстом, что даже не приходится искать им другого объяснения. Ночь здесь является лейтмотивом для определения других аллегорий.

Тайный замысел Микеланджело

Почти все прочтения гробниц Медичи основаны на простых интерпретационных моделях.

1. Времена суток – символ времени. Времена суток символизируют время, которое и явилось причиной смерти герцогов.

2. С политической же точки зрения гробница является косвенной критикой тирании Медичи. Патриот Микеланджело, выбранный в качестве республиканского героя, который боролся за свободу своего родного города против правления клана Медичи, посвятил гробницы не умершим герцогам, а порабощенной нации и саму часовню представил, как могилу Италии.

3. Есть и мнение, что часовня – аллегория королевской и папской власти семьи Медичи. Если кого-то хотят прославить, то обычно заботятся прежде всего о надписи на надгробном памятнике. Скульптура умершего само собой должна иметь физиономическое сходство, так как реальные черты лица способствуют тому, что человек будет узнаваем. Но эти критерии отсутствуют, впрочем, также как и герб семьи отсутствует и на гробницах, и во всей часовне.

4. Четыре времени суток – это четыре времени божественного освещения из Амвросианских гимнов.

Aetere rerum eonditor,                                   Вечный создатель мира,

Noctem diemque qui regis,                            Который правит ночью и днем,

Et temporum das tempora,                            Который сменяет времена,

Ut alleves fastidium…                                      Чтобы смягчить скуку…

Последующие строки гимна повествуют об аллегориях гробницы Лоренцо Медичи, о Мадонне с младенцем и о запланированных аллегориях из первых эскизов, которые в итоге не были выполнены.

5. Попытка примирить христианство с античной философией и христианские символы с античными. Художник показывает равноправие античных божеств и христианских. Это своего рода попытка обновить христианские символы и обогатить их античным наследием. Внутренний раздор идеалов сопровождал Микеланджело всю жизнь: его восхищение древними статуями, возрожденных древних идеалов, его поклонение и представление об абсолютной красоте греческих и римских шедевров противостояли идеалам церкви. Этот факт доказывают письма, дневники и особенно стихи Микеланджело.

Микеланджело был художником с собственными идеями и идеалами. Он выполнял заказы по требованиям заказчика, но всегда преследовал собственную цель в работах. Райнер Мария Рильке (1898) сказал: “Так знайте же, что художник создает для себя и только для себя”.

Источник

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...